Приложение № 1
КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА БРАТСКА
Примерный кодекс этики и служебного поведения
работников образовательных организаций города Братска (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального
закона «О противодействии коррупции», иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах
и нормах российского общества и государства.
I. Общие
положения
1. Кодекс представляет
собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил
служебного поведения, которыми должны руководствоваться работники образовательных
организаций города Братска (далее
– работники) независимо от замещаемой ими должности.
2. Каждый работник
должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а
каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от работника поведения в
отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
3. Знание и соблюдение
работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их
профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
II. Основные обязанности, принципы и
правила служебного поведения работников
1. В соответствии со
статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него
трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу
третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет
ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному
руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью
людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц,
находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за
сохранность этого имущества).
2. Основные принципы
служебного поведения работников являются основой поведения граждан в связи с
нахождением их в трудовых отношениях с образовательной организацией.
Работники, сознавая
ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
- исходить из того,
что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
определяют основной смысл и содержание деятельности организации;
- соблюдать Конституцию
Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, не допускать
нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической,
экономической целесообразности либо по иным мотивам;
- обеспечивать
эффективную работу организации;
- осуществлять свою
деятельность в пределах предмета и целей деятельности соответствующей организации;
- при исполнении
должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным
или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных
граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия,
связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных
интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных
обязанностей;
- соблюдать
беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений
политических партий и общественных объединений;
- соблюдать нормы
профессиональной этики и правила делового поведения;
- проявлять
корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
- проявлять терпимость
и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать
культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и
конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от
поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником
должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных
нанести ущерб его репутации или авторитету организации;
- не использовать должностное
положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан при решении
вопросов личного характера;
- воздерживаться от
публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности учреждения,
его руководителя, если это не входит в должностные обязанности работника;
- соблюдать
установленные в организации правила предоставления служебной информации и публичных
выступлений;
- уважительно
относиться к деятельности представителей средств массовой информации по
информированию общества о работе организации, а также оказывать содействие в
получении достоверной информации в установленном порядке;
- постоянно стремиться
к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися
в сфере его ответственности;
- противодействовать
проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке,
установленном действующим законодательством;
- проявлять при
исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и
справедливость, не допускать коррупционно-опасного поведения (поведения,
которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи
взятки, как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки либо как
возможность совершить иное коррупционное правонарушение).
3. В целях
противодействия коррупции работнику рекомендуется:
- уведомлять
работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях
обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению
коррупционных правонарушений;
- не получать в связи
с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и
юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального
характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные
вознаграждения);
- принимать меры по
недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших
случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных
обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к
конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о
возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только
ему станет об этом известно.
4. Работник может
обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в учреждении
норм и требований, принятых в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Работник обязан
принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности
информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность
или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных
обязанностей.
5. Работник,
наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам,
должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной
репутации, способствовать формированию в организации благоприятного для
эффективной работы морально-психологического климата.
Работник, наделенный организационно-распорядительными
полномочиями по отношению к другим работникам, призван:
- принимать меры по
предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники
не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать
пример честности, беспристрастности и справедливости;
- не допускать случаев
принуждения работников к участию в деятельности политических партий,
общественных объединений и религиозных организаций;
- по возможности
принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в
случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Руководитель учреждения
обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характер в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
III. Рекомендательные этические правила
служебного поведения работников
1. В служебном
поведении работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что
человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту
чести, достоинства, своего доброго имени.
2. В служебном
поведении работник воздерживается от:
- любого вида
высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного
или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений
пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления
неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз,
оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному
общению или провоцирующих противоправное поведение;
- принятия пищи, курения
во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
3. Работники призваны
способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых
взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Работники должны быть
вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость
в общении с гражданами и коллегами.
4. Внешний вид работника
при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий трудовой
деятельности должен способствовать уважительному отношению граждан к учреждению,
а также, при необходимости, соответствовать общепринятому деловому стилю,
который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность.