ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 ноября 2009 г. № 655 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" |
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня
Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ввести их в
действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 ноября
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные
учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их
объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы
и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется
экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при
лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации
образовательных учреждений.
II. Требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в
образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных
программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается
уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных
требований.
2.2. Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям
- физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования,
целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической
применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность
реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и
достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
"минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в
процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного
процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть
реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную
общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает
достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и
достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных
общеобразовательных программ начального общего образования. В группах
компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы
включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного
процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных
направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по
проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме
деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2)
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет
от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием
в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и
потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы составляет не
менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части,
формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего
объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих в
образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста -
общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут
применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной
деятельности образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для
детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная
деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей
для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное
на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе
режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной
общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями
здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и
комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности
программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями
их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное
на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной
коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и кратковременного
пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной
является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.14. Обязательная часть Программы должна содержать
следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по
освоению детьми образовательных областей "Физическая культура",
"Здоровье", "Безопасность", "Социализация",
"Труд", "Познание", "Коммуникация",
"Чтение художественной литературы", "Художественное творчество",
"Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей с
ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы.
III. Требования к разделам обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента
детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности
образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности
детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и
социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные
подходы к организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и
возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по
освоению детьми образовательных областей "Физическая культура",
"Здоровье", "Безопасность", "Социализация",
"Труд", "Познание", "Коммуникация",
"Чтение художественной литературы", "Художественное
творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств
детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей
наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с
обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области
"Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у
детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,
гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых,
гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей
(овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной
активности и физическом совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области
"Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и
формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области
"Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ
безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок
экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение
следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и
окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного
движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области
"Социализация" направлено на достижение целей освоения
первоначальных представлений социального характера и включения детей в
систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области
"Труд" направлено на достижение цели формирования положительного
отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых,
его роли в обществе и жизни каждого человека.
3.3.6. Содержание образовательной области
"Познание" направлено на достижение целей развития у детей
познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение
следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение
кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области
"Коммуникация" направлено на достижение целей овладения
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны
речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах
и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области "Чтение
художественной литературы" направлено на достижение цели формирования
интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих
задач:
формирование целостной картины мира, в том числе
первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области
"Художественное творчество" направлено на достижение целей
формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих
задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование,
лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области
"Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности
детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих
задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат
перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного
процесса программ, технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы "Содержание коррекционной
работы" разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении
детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть направлено
на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание
помощи детям этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их
физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном
учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень, содержание
и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном
учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:
описание системы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их
особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их
успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, планирование коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды
их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и
дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено
взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального
руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других
педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения и других организаций,
специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными
возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения
воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических
нарушений, подтвержденных в установленном порядке
психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы
формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование
практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на
итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны
описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в
результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым,
неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких
людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует
вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником,
в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о
том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных
местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить
собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному
полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных
ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают
динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной
период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна
обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов
освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и
включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных
оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа,
критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание
низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается
образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики
достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению
воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с
образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы
мониторинга является использование только тех методов, применение которых
позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
|
||