Баранова Л.Н., воспитатель
МБДОУ «ДСОВ №101»
город Братск


ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ



Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света? », - он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спать, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребенком - в цене игрушек.
  А как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра и до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым настроениям…
  К сожалению, современные дети, те, для которых игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки – летать?
    Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри! ». Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
  Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Одни игры развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по-своему полезны детям. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем и дошкольные учреждения, и современная семья нередко недооценивают ее значение, увлеченные обучением и ускорением темпов развития ребенка. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому если у родителей есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то они, скорее всего, предпочтут последнее.
  Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д. В. Менджерицкая).
  Современные требования ФГОС ДО призывают педагогов сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Не все родители готовы учиться. У каждого из них есть вполне определенный багаж знаний, представлений о своей роли воспитателя. Вначале папы и мамы неохотно идут на контакт, не так активны в обсуждении учебного процесса, не мотивированы на процесс общения с педагогами и обсуждение проблем своего ребенка.
Приветствуется посещение родителями занятий своего ребенка в рамках Дня открытых дверей. Проводятся специальные совместные занятия детей с родителями. Все это инициирует рост родительского интереса к детской учебной деятельности, происходит активное обучение навыкам оказания помощи ребенку в учебном процессе уже в дома, в семье. Родители, таким образом, невольно начинают активнее участвовать в жизни ребенка в рамках дошкольного образовательного объединения, развивается интерес, вкус и происходит развитие собственно родительских амбиций.
    Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
  Вообще, выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей. Малыш узнает много нового, гуляя с мамой и папой по городу или выезжая за город на природу. Даже во дворе совместная прогулка принесёт вашему ребёнку радость: катание на велосипеде, игры с мячом, подвижные игры, зимой – катание на коньках, санках. Совместные игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то ещё не поздно их создать – интересно и весело провести их со своей семьёй. Ведь отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром, да и просто создают прекрасное настроение и дают заряд бодрости на всю рабочую неделю, как взрослым, так и детям.
    Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка. Таким образом, решаются множественные важные задачи “взросления” каждого родителя, как воспитателя: повышение родительской компетенции и уверенности; помощь и поддержка родителей в своей родительской позиции; осознание стереотипов родительского взаимодействия с ребенком; расширение возможностей выбора конструктивных отношений внутри семьи. У родителей – не просто как у самых близких людей, а как у профессиональных воспитателей – появляются реальные возможности актуальной, целенаправленной поддержки развития гармоничного внутреннего мира ребенка, формирования его нравственных основ, морали, образования личностных, ценностных ориентаций, становления его личности.
Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь воспитательный процесс.

Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!»
О. Высоцкая

Список литературы
1.      Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей – ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
2.      Данилина, Т. А.  Взаимодействие ДОУ с семьёй в микро- и макроструктуре -  Москва, 2003.. 
3.      Дуброва, В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие. – Минск, 1977.    
4.      Зверева, О. Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи - Москва, 1987.
5.      Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – Творческий центр «Сфера», Москва, 2011.
6.      Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. – Москва, «Просвещение» 2015
7.      Федина Н. В. ПМК «Успех» Советы для родителей – «Просвещение», Москва, 2012.