Л. С. Глотова, воспитатель
МБДОУ «ДСОВ№101»
город Братск


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА





Двигательная активность —
это основа индивидуального развития
и жизнеобеспечения организма ребенка.
Э. Я. Степаненкова
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Существует множество разных нетрадиционных методик для развития двигательной активности детей: дыхательная гимнастика, фитбол-танцевальная гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные развлечения, сказкотерапия, всевозможные игротренинги, арт-терапия, аква- аэробика, стретчинг-гимнастика, танцевально-двигательная терапия и другие. Их эффективность уже доказана. Все эти методы идеально подходят для работы с детьми раннего возраста. Я бы хотела поподробнее остановиться на роли танца для детей раннего возраста. Влияние танца на двигательную активность детей раннего возраста трудно недооценить.
Наверняка всем вам, как мамочкам, знакомо одновременно трогательная и смешная картина: ваш малыш начинает пританцовывать, как только вы включаете яркую и динамичную музыку. Мы умиляемся, порой даже не подозревая, какое колоссальное значение имеет танец для правильного развития ребенка… детскими психологами установлено, что ранняя двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное созревание ребенка в процессе его развития. Через телесное восприятие происходит обучение и развитие мозга.
Танцевальные движения усваиваются ребенком быстро и легко, так как практически нет сложных фиксированных движений. Дидактика разучивания танца построена на творчестве, изобретательности. Ребенок не испытывает страха, дискомфорта от мысли, что делает что-то неправильно: идет не в ту сторону; танцует не с той ноги. Ребенок танцует, как ему нравится, проявляя при этом выдумку и фантазию; получает удовольствие от движения с предметом, который помогает передать образ, характер, помогает перевоплотиться. Ребенок учится танцевать музыку и стихи В танце дети учатся общению друг с другом.
Работая над  этой темой я использовала в работе с детьми игры-забавы, в них наиболее ярко представлено развлекательное начало. Игры-забавы риносят ребенку радостные переживания. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка, и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе или побегать и попрыгать под рифмованный текст. Дети любят и охотно и охотно выполняют танцевальные движения в таких играх-забавах, как «Дудочка»,  «Куклы пляшут», «Подарки», «Зайка», «По дорожке Валя шла», «Зимний хоровод», «Бабушка Маланья» и др. Не менее охотно дети выполняют упражнения под разное музыкальное сопровождение- это колыбельные, плясовые, марши. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки.
В основе этих игр лежит обучение танцевальной грамоте простыми, но вместе с тем разнообразными движениями (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т. д., актуальность состоит в том, что ни одна из действующих программ не имеет хореографического направления для детей раннего возраста, а использование креативных методик (игротанцы, партерная гимнастика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж, йога для малышей) наполняют жизнь детей движением и радостью.
Мозг ребенка до 3-х лет восприимчив к информации извне и может усваивать ее в достаточно большом объеме. Именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта, а основной деятельностью на данном этапе является игра.
Дети 2 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Движения малышей еще недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. И поэтому главной задачей педагога,  будет сделать игру максимально продуктивной. В результате чего, к 3-м годам у ребенка появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, сформируется элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к происходящему (будь то игра, танец и т. д., повышается танцевальная активность, танцует в кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в музыкально- подвижные игры, ребенок выполняет действия под музыку, передает характерные движения игровых персонажей (лиса, заяц и т. д., появляются первые творческие проявления ребенка в движении.
С детьми я использую:
• Ритмические упражнения. Одно из важнейших условий правильного исполнения танца - способность воспринять его ритм и вовремя в него включиться. Как правило, дети по природе очень чутко улавливают ритм, они его прекрасно чувствуют, но далеко не всегда могут передать его движениями.
• Разминочные упражнения. Для того чтобы красиво танцевать нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С помощью специальных разминочных упражнений ребенок учится разогревать мышцы и готовится к более сложным танцевальным упражнениям. Также он учится держать правильную осанку.
• Упражнения на пластику и фантазия разовьют воображение ребенка и научат его импровизировать под музыку. Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, мы запоминаем их движения, повторяя под музыку.
• Гимнастика. В гимнастической части занятия решается несколько задач: силовая подготовка, развитие выносливости, упражнения на расслабление мышечной системы, постановка дыхания.
• Аэробика. Упражнения, направленные на освоение ходьбы и бега, развивают ориентировку в пространстве, умение реагировать на сигнал преподавателя.
• Хореографические упражнения дают представление о танце. На занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Дети научатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера.
• В музыкальных играх дети создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Игры создают на занятии атмосферу радости, бодрости и удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.
Список литературы
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста-Москва «Просвещение» 1991
Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Москва Просвещение»2015
Журнал «Музыкальный руководитель»№3, №4 2013
ШутоваН.В. Эмоционально-телесное постижение музыки как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста  (Н. В. Шутова) Детский сад от А до Я-2010-№3