Н.Н. Суслова, воспитатель
МБДОУ «ДСОВ№101», город Братск


ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Всем известно, что здоровые дети это наше благополучное и здоровое будущее. К сожалению, с каждым годом мы наблюдаем печальную тенденцию – здоровье наших детей ухудшается. Причина этому множество факторов: это и различные химические добавки в продуктах питания, экология, малоподвижный образ жизни.
Для того чтобы осуществить цели и задачи здоровьесберегающих технологий, важно соблюдать принципы организации здоровьесберегающей среды.  Воздушно - тепловой режим, где поддерживается в группе температура 22-23 градуса, качественный состав воздуха -  соблюдение  каждодневного графика проветривания и кварцевания, уровень освещённости. Предметно - игровая среда -  очень важный элемент в здоровьесберегающей технологии, она воспитывает и развивает ребёнка, повышает двигательную активность, познавательную деятельность и создаёт позитивное настроение, обеспечивает индивидуальную комфортность, психологическую защищённость и эмоциональное благополучие ребёнка.
В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, был проведен мониторинг исходного уровня развития детей. В процессе мониторинга использовались: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, соответствующие возрасту детей.
 Изучив полученные результаты и наметив план дальнейшей работы главной целью стало: создание у себя в группе такой здоровьесберегающей среды, которая могла бы обеспечить воспитанникам возможность сохранения и улучшения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за  здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс  полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой развития группы раннего возраста, конспектами и дидактическими играми. В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребёнку мы организуем, педагогический процесс на основе мониторинга достижений детей и в результате его выстраиваем  перспективу работы с каждым ребёнком, зону его ближайшего и перспективного развития.
Для реализации здоровье сберегающих технологий, исходя из поставленных задач в ДОУ, прежде всего, проводятся профилактические мероприятия. Каждый день осуществляется контроль со стороны воспитателя за повседневным состоянием и поведением детей раннего возраста. В каждодневном режиме детского сада особая роль принадлежит закаливающим процедурам. Речь идёт о тренировке возможности организма с помощью естественных факторов природы – это прогулки на свежем воздухе, гигиенические водные процедуры (умывание, вытирание,  одежда из натуральных волокон, удобная и нежаркая), дыхательная гимнастика. Солнце, воздух и вода - средства укрепления и закаливания организма, улучшающие работу сердечно - сосудистую систему, повышающие работоспособность детского организма. Профилактический медосмотр узкими специалистами позволяет своевременно выявлять состояние здоровья детей. В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ у детей, этому способствует не только увеличение контактов с новой микрофлорой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей, что снижает иммунитет ребёнка. Поэтому для профилактики острых респираторных заболеваний наряду с выполнением санитарно - гигиенического режима и полноценным питанием с включением свежих фруктов и овощей, применяют витаминно - минеральный комплекс. Сгладить адаптационный период у детей раннего возраста помогают игры, направленные на эмоциональное воздействие ребёнка и воспитателя. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу, поэтому стараемся наладить доверительное отношение с каждым ребёнком,  вызвать положительное отношение к детскому саду.
Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Это способствует не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат формированию здоровья малышей.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не  только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться  лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Большое внимание мы уделяем использованию «дорожек здоровья», используя их в установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. Использование «дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.
В нашей группе в образовательной деятельности с детьми применяются технологии, направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребёнок - настолько он и развит.
Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей разумно сочетаются оздоровительные и образовательные задачи, что обеспечивает развитие детей не в ущерб здоровью. Для  достижения поставленной цели,  мы формируем навыки ухода за телом; создаём условия для закаливания; формируем навыки охраны  личного здоровья и здоровья окружающих; даём представление о функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью.
В группе проводим упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно - двигательного аппарата. Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе раннего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
 Важным фактором здоровьесберегающих технологий мы считаем работу с родителями. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий. Живой интерес педагога к успехам каждого ребенка залог конструктивного диалога с родителями и фактор оценки деятельности воспитателя. Во время формулировки задания на дом мы считаем важным объяснить родителям, почему необходимо выполнять те или иные упражнения.
        Беседуя с родителями о достоинствах  или недостатках  их ребенка, о результатах выполнения тех  или иных заданий, прибегаем к примерам, описанным в литературе,  не сравниваем конкретного ребенка с другими детьми группы, потому, что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого.

Закаливающие мероприятия
Осень


Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня
Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)
Зима
Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня
Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)
Весна
Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня
Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)
Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений
Правильный подбор одежды, облегченная одежда
Закаливание водой
Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами
Ходьба по ребристым дорожкам
Лето
Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня
Утренняя гимнастика на свежем воздухе
Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)
Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений
Правильный подбор одежды, облегченная одежда
 Закаливание водой
Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами
Обширное умывание
Закаливание солнечными лучами
Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается и зависит от возраста детей.
Список литературы:
1.      Адаптация как фактор здоровьесбережения: история одного карапуза. Каширская А.Н.// Современный детский сад. - №6-2014.с.-58.
2.      Наблюдение воспитателя группы за развитием ребенка раннего возраста. Галигузова Л. //Дошкольное воспитание.-№9-2013.с.- 96.

3.      Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования программа дошкольного образования: проект С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьева.  – М.: Просвещение, 2014 – 232с.