Информационная безопасность ребенка

Дошкольный возраст период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, при-общения маленького человека к миру куль-туры.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это, прежде всего, снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками. Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.
Этому необходимо учить и ребенка. Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры дошкольника.
Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Если обратиться к законодательству по обеспечению безопасности детей в информационной сфере, то следует отметить о наличии достаточного множества Международных правовых актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности ребенка.
Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.  Принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ РЕБЁНКА:
- Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.
- Приходит домой - и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось) .
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.
- Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям- прогулкам, домашним делам и. т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

Как в таком случае помочь ребёнку? Если семья полная - оба родители должны сообща оказывать ребёнку поддержку, не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу о ребёнке, это эффективнее критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, как долго он пользуется компьютером- если он принимает это желание в штыки и (или) лжёт, такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребёнок не видит серьёзности ситуации.
Не стоит восстанавливать ребёнка против себя, наказывая его или устанавливая для него правила работы за компьютером: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант.
Чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят о вредном воздействии информации
ü тем меньше дети смотрят телевизор  и сидят за компьютером;
ü сокращается длительность компьютерных игр у детей;
ü дети понимают, что вредно много смотреть телевизор, видео;
ü сокращается число детей, которые положительно относятся к насилию на экране;
ü меньше интереса к жестоким компьютерным играм.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
§     Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка.
§      Чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.
§      Ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка.
§     Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.
§     Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
§     Очень большое влияние на психологическое состояние ребенка оказывает семейное окружение. Почаще разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет.
§     Присмотритесь к тому, что демонстрирует вашему ребенку телевизор. Смотрите телевизионные передачи, мультфильмы со своим ребенком вместе, а лучше, больше читайте, гуляйте, общайтесь, играйте.

§     Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, надо родителям больше общаться со своими детьми.